
Александр Журба, Sapfir Capital: «Что тут обсуждать? Работать надо!»
Основатель Sapfir Capital Александр Журба рассказал, почему Sapfir Capital превратился из агентства по привлечению инвестиций в фонд и дает универсальный рецепт, как пережить кризис.
Genezis Capital, Sapfir Capital, сейчас еще появился АИСТ Инвест, а кто-то помнит TexDrive. Что из перечисленного сегодня может ассоциироваться с Александром Журбой, а что – нет?
Тема с TexDrive давным-давно закончилась. В Genezis меня уже два года нет, я там остался как партнер, но участия в работе компании не принимаю.
С начала 2014 года есть Sapfir Capital, одним из портфельных активов которого является АИСТ Инвест.
Sapfir Capital начинался как агентство по привлечению инвестиций.
Да, у нас было несколько гипотез, которые мы тестировали, когда это дело начинали. Одна из них – сделки на ранней стадии, когда много инвесторов и много проектов видят друг друга. В результате мы пришли к тому, что инвестируем экспертизой и связями, иногда деньгами, и по сути получился такой бизнес-ангельский фонд.
За первые полгода деятельности как агентство мы отработали порядка 200 проектов, в базе у нас было больше тысячи инвесторов. По результатам полугода мы поняли, что, хотя какие-то сделки закрылись, количество работы, которое нужно ,чтобы закрыть все, и маржа, которую мы получим в итоге, несопоставимы. Нам так работать неинтересно, в результате мы изменили свой формат.
Сегодня Sapfir Capital – это что?
Sapfir Capital сегодня – это инвестиционная компания, которая принимает довольно активное участие в жизни проинвестированных проектов. Инвестируем в бизнесы с годовой выручкой до 3 миллионов долларов, любой отрасли, географически расположенные в основном в Москве. Есть онлайн, есть офлайн, это непринципиально.
Мы продолжаем смотреть проекты в том числе и на посевной стадии, но при этом более жестко подходим к их отбору. До того, как давать деньги, помогаем экспертизой и связями, смотрим, насколько быстро компания растет, а потом, если все хорошо, вкладываемся либо своими, либо чужими деньгами.
У вас всегда были довольно жесткие требования к проектам. Как стартапу заинтересовать ваш фонд?
Быть адекватными, делать полезный масштабируемый бизнес. Тематика, в принципе, не важна. Онлайновый проект или офлайновый, тоже неважно.
Скорее даже офлайн, потому что там больше денег и люди более конкретные.
Свой путь как инвестор Вы начинали все же с онлайна. Переход к офлайну – это взросление или смена приоритетов?
Наверно, это некая эволюция. Попробовать что-то еще – почему бы и нет? Мы продолжаем заниматься онлайном, но при этом не исключаем возможности, что можем заниматься офлайном. Это дает гораздо большую прибыль. У нас есть интересные офлайновые проекты, например компания по производству шоколада, которая динамично растет.
Если можно, поподробнее про АИСТ Инвест?
АИСТ – это чисто биржевая история, это спекуляции на фондовой бирже. Там с реальным бизнесом вообще никакой связи, это чисто биржевая история.
Вы для своего портфеля рассматриваете только российские проекты?
Только российские, так как на самом деле удаленно работать с проектами сложно. И если уже работать где-то за пределами России, то нужно целиком туда перемещаться. На самом деле в России куча людей, куча возможностей, сиди и работай. Так что нам пока здесь работы хватает.
С родной Беларусью поддерживаете активную связь?
Я там бываю довольно редко. Если езжу туда выступать, то максимум раз в год.
Инвестиции там не смотрим, потому что рынок очень небольшой и работать удаленно, опять же, неудобно.
Помимо работы в рамках фонда, проект или предприниматель может договориться с вами о бизнес-завтраке или обеде в частном порядке. Лично вам что такие встречи дают, кроме новых знакомств?
Знакомство с людьми и есть для меня в этом случае главная цель. Понятно, что добавляется какой-то опыт, какое-то погружение в бизнес, собеседники много чего рассказывают. Но конечная цель – найти интересных людей. Договориться о такой встрече со мной может любой проект.
А как у вас на все хватает времени?
Просто вопрос приоритетов. Никаких особых секретов нет. Все описано в книжках Архангельского про тайм-менеджмент: календарь, планирование и все такое.
Как можете оценить сегодняшний предпринимательский настрой в России?
Согласен с мнением, что упаднических настроений сегодня много. Но те, кто работает, они и работают, а у кого панические настроения, у тех ничего и не получается. Поэтому работать надо – и все. По моей личной статистике - есть какой-то процент людей, которым тревожно из-за курса рубля или по другим причинам. Но курс может быть любым, а жизнь продолжается. И эмиграция – это не гарантия решения проблем.
Как человек, родившийся не в Москве и приехавший сюда, могу сказать, что приехать, настроиться и влиться в бизнес-сообщество – на это уйдет от трех до пяти лет. Если человек считает, что за такой срок в России ничего нельзя сделать – удачи ему.
Ваши ожидания на 2016 год для предпринимателей?
Будет сложно, но интересно. И доллар, и куча всяких других событий наверняка будут как-то влиять на ситуацию, но это не повод прекращать работать.
Да, появились какие-то риски, но они понятны, понятно, как с ними работать. Хороший рецепт на любой случай жизни: «Что тут обсуждать? Работать надо!»
Дата публикации: 01.02.2016
Необходимо авторизоваться