«Эффект Маска»

«Эффект Маска»

Элон Маск - серийный предприниматель, инженер-изобретатель, миллиардер, многодетный отец, фанат видеоигр и голливудский прототип «железного человека» Тони Старка. Что же это за золотой ключик, который отпирает ему любые двери? Ответ на этот вопрос весьма неожиданный - способность не взрослеть и талант оставаться ребенком, даже будучи сорокалетним миллиардером. Этот большой ребенок, не ведающий страха и сомнений, берется за любую идею, которая кажется ему прогрессивной и коммерчески привлекательной, наплевав на ее масштаб. Чем больше - тем лучше. Практически с самого начала своей карьеры он действует согласно принципу, по которому автор «Чиполлино» Джанни Родари советовал писать рассказы - «а что будет, если?»

Hyperloop: калифорнийская петля времениHyperloop: калифорнийская петля времени

Планами создания «Петли» Маск впервые поделился с журналистами в сентябре 2012 года. Тогда он не привел технических спецификаций проекта, ограничившись туманным термином «пятый вид транспорта»: «Это будет кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет минимум вдвое быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам».

В августе следующего года «Петля» обзавелась 57-страничной презентацией концепта. Речь, как выяснилось, идет о замкнутой надземной магистрали в форме стальной трубы, внутри которой почти со скоростью звука в условиях пониженного давления перемещается герметичная алюминиевая капсула на аэродинамической подушке. Разогнаться конструкции помогает электромагнитный импульс. Сама капсула пропускает воздух через полость в носовой части и выбрасывает через «сопла» на желобах нижней панели, образуя воздушную прослойку. Потребности проекта в электроэнергии смогут на 100% удовлетворять солнечные батареи, размещенные вдоль всего маршрута. Внутри транспортного челнока смогут разместиться до 28 человек. Инвестиции по прогнозам Маска должны окупиться за 20 лет при условии стоимости билета на инновационный транспорт 20 долларов и перевозке за этот срок почти 7,5 миллионов пассажиров в каждую сторону.

«Петля» станет рациональным решением для крупных городов, расположенных на расстоянии не более 1500 километров друг от друга. Технологически в «Петле» нет никаких прорывных решений: все компоненты изобретения уже эксплуатируются в других проектах, и это всерьез повышает шансы Hyperloop на материализацию, однако детище Маска выгодно отличается от многочисленных аналогов.

PayPal: плацдарм для захвата мира

PayPal: плацдарм для захвата мира

В 1995 году в съемной квартире в столице Кремниевой долины Пало-Альто Элон Маск вместе с братом Кимбалом основал Zip2, который спустя четыре года, на пике бума «доткомов», более чем за 300 миллионов долларов был продан AltaVista. Вырученные 20 миллионов предприниматель тут же спустил на покупку спорткара McLaren F1 и частного самолета, а его новым бизнесом на рубеже веков стал стартап X.com. Маск освоил набирающие популярность электронные платежи, и в марте 2000 года X.com на паритетных началах слился с компанией-конкурентом Confinity ПитераТиля и Макса Левчина, офис которой находится на той же улице в Пало-Альто. Так на свет появилась одна из ведущих платежных систем современности PayPal. Маск участвовал в разработке новой бизнес-модели, провел удачную вирусную маркетинговую кампанию, а аудитория сервиса стремительно росла, и в 2002 году все завершается логичной покупкой системы интернет-аукционом eBay за 1,5 миллиарда долларов. Основатель X.com получает за свою долю 180 миллионов. Именно эти деньги и стали фундаментом нынешней бизнес-империи Маска, а состояние предпринимателя с тех пор выросло в 15 раз.

Tesla Motors: вопреки обстоятельствамTesla Motors: вопреки обстоятельствам

В 2003 году Tesla Motors придумали инженеры-предприниматели Мартин Эберхард и Марк Тэппенинг. Компания с самого начала позиционировала себя как первого серийного производителя электромобилей, а ее основатели мечтали избавить потребителей от привязки к сырьевой конъюнктуре. Разбогатевший на продаже PayPal Маск появился в проекте в феврале 2004 года, возглавив раунд инвестиций в стартап с личным вкладом 70 миллионов долларов. Он стал председателем совета директоров и на первых порах не брал на себя оперативного руководства компанией, однако принимал активное участие в проектировании дебютной модели спорткара Roadster (бизнесмен лоббировал применение в конструкции кузова композитных материалов, разрабатывал модуль батарей и даже детали дизайна вроде передних фар). 

К 2006 году проект получил большую популярность, Маск стал лауреатом престижной экологической премии Global Green, а в пул инвесторов Tesla вошли Ларри Пейдж и Сергей Брин. Совокупная сумма привлеченных средств перевалила за 100 миллионов долларов. Однако в 2007 году в жизни Маска началась черная полоса – ради спасения проекта миллиардеру пришлось продать любимый McLaren F1 и вложить последние накопления в 20 миллионов долларов. Он даже давал заказчикам личные гарантии возврата средств в случае провала инициативы. Вскоре дела пошли на лад, и в 2010 году Tesla провела первое с 1956 года автомобильное IPO в США, когда на биржу вышел Ford (компания, несмотря на десятилетие убыточной работы, размещается на NASDAQ по верхней планке диапазона в 17 долларов за акцию и привлекает более 225 миллионов). Сегодня капитализация автопроизводителя приближается к 18 миллиардам.

SolarCity: эффект Маска

SolarCity: эффект Маска

Провайдер технологий SolarCity не совсем проект Маска, в этот стартап в 2003 году он инвестировал 10 миллионов долларов, вырученных от продажи PayPal. Основателями проекта являются кузены бизнесмена Линдон и Питер Райвы. SolarCity устанавливает модульные частные солнечные электростанции мощностью в несколько киловатт. При этом компания не продает продукт, а отдает его клиентам в долгосрочный лизинг. Покупатель платит не за саму станцию, а исключительно за энергию, которую та вырабатывает. Сделки финансируют сторонние кредиторы, которые за поддержку «зеленой» экономики получают налоговые льготы. Концепция SolarCity экономична, экологична и абсолютно совпадает с принципами Маска. Компания, в частности, строит батареи для станций подразрядки электрокаров Tesla. Проект уже состоит из нескольких десятков сервисных центров в США и пользуется огромным спросом у энергопотребителей: в очередь за домашними солнечными станциями люди записываются за несколько месяцев. Главным фактором феноменального рыночного успеха компании аналитики называют непоколебимую уверенность Маска в перспективах проекта, если основатель SpaceX и Tesla делает ставку на технологию, значит у той есть действительно хорошие шансы, чтобы выстрелить, - такое явление на Уолл-стрит уже окрестили «эффектом Маска».

SpaceX: сквозь тернии к МарсуSpaceX: сквозь тернии к Марсу

Маск задумался о создании ракетостроительной компании еще на рубеже веков. Им завладела амбициозная мысль создать платформу для многократных путешествий человека на другие планеты. Ближайшей точкой должен стать Марс, решил миллиардер. В 2002 году он основал SpaceX, вложив при этом в проект более 100 миллионов долларов собственных средств. На разработку SpaceX первой ракеты Falcon 1 ушло четыре года и сотни миллионов долларов частных инвестиций. В итоге ракета и три вида жидкостных двигателей - Merlin, Kestrel и Draco - были созданы «с нуля» без всякого вмешательства государства.

В 2006 году на SpaceX обратили внимание в NASA. Агентство сначала заключило с компанией несколько контрактов на тестовые пуски Falcon 1. Первые три пуска в 2006-2008 годах получились провальными. С четвертой попытки ракета стартовала успешно, с пятой удалось отправить на орбиту малайзийский спутник. Впечатленное NASA заключает с SpaceX контракт на 12 миссий по отправке груза к МКС почти на 2 миллиарда долларов. Для Маска все достижения SpaceX - лишь подготовка к осуществлению главной мечты - экспедиции на Марс. До конца своей жизни миллиардер хочет стать пионером-колонизатором Красной планеты.

Вот что говорит об Элоне всемирно известный предприниматель и инвестор Ричард Брэнсон: «Что бы ни говорили скептики, Элон всегда воплощает все свои мечты в реальность. В 90-е годы нам приходилось звонить незнакомым людям и говорить им номера своих кредитных карт, пока Элону не явилась во сне PayPal. Его компании Tesla Motors и SolarCity популяризируют идеи чистой и возобновляемой энергии во всем мире и делают ее использование реальностью. SpaceX заново открыл космос для исследований. Но весь парадокс в том, что пока Элон делает все возможное в его силах для улучшения жизни на нашей планете, он также собирает межгалактический звездолет, чтобы эту планету покинуть и спасти все человечество, когда потребуется».


Дата публикации: 25.09.2015
Инвестируйте в выдающиеся стартапы, находите инвестиции и кредиты для своего бизнеса, вовлекайте в свои идеи лучших профессионалов
Авторизуйтесь на портале используя ваш аккаунт социальной сети
Либо войдите / зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Укажите электронный адрес, который Вы использовали для регистрации на Startup.Network
arrow_back
RU
visibility1705
share
close
thumb_up0
Нравится новость
Не нравится
  • 0
input