ТОП-9: юристы озвучили главные риски начинающих предпринимателей

ТОП-9: юристы озвучили главные риски начинающих предпринимателей

“Незнание закона не освобождает от ответственности” - мудрость №1 для любого начинающего предпринимателя. Но, к сожалению, далеко не все понимают это, когда решают запустить стартап. Чаще всего “пробуждение” приходит в момент, когда “куча дров уже наломано” и понятно даже конкурентам, что что-то идет явно не по плану. Тогда вооружившись стандартной фразой “Слушай, у тебя нет хорошего юриста?” начинается активный обзвон коллег.

Чтобы защитить вас от подобных фейлов, мы связались с самыми опытными правозащитниками и попросили их озвучить риски начинающих предпринимателей. И так, тщательно ознакомьтесь со всем, что написано ниже и никогда не повторяйте этого в “реальной жизни”:

“Когда группа людей вдохновляется идеей, которая на несколько недель полностью поглощает их умы – времени подумать об юридических моментах такого сотрудничества зачастую просто не остается, - говорит юрист практики IT/Media АО Juscutum Нестор Дубневич. Позже такие моменты становятся камнями преткновения на самых критичных этапах стартапов. Чтобы этого избежать, надо помнить о нескольких важных моментах”:

1. Доли в бизнесе13895362_1774440359507128_5942480289721447108_n.jpg

В Кремниевой долине известны случаи, когда MVP продукта, вокруг которого в будущем вырастет «компания-единорог», создается до учреждения ее юрлица. А потом в команде, которая над ним работала, всплывают неоправдавшиеся ожидания, появляется неудовлетворенность и даже случается раскол (как, например, в истории со стартапом супербыстрых вакуумных поездов Hyperloop, между соучредителями которого сейчас идут разбирательства на сумму $250 млн).

Не стоит пренебрегать меморандумами о намерениях. Они помогают зафиксировать договоренности в самом начале сотрудничества. Если только доли вашей компании не вписаны в блокчейн, а дивиденды не распределяются автономно умным контрактом.

2. Конфиденциальность и честная конкуренция

После основания компании новоиспеченные партнеры садятся за стол и начинают брейнстормить. Идеи, которые возникают в процессе, - уже собственность компании. Но часто бывает так, что кто-то из команды ворует интеллектуальные наработки и начинает развивать собственный проект на стороне (достаточно вспомнить ситуацию с Фейсбуком, когда Уинклвоссы взяли на работу молодого Цукерберга, а тот параллельно запустил свою соцсеть).

Жесткие положения о конфиденциальности и упоминание честной конкуренции в учредительном договоре, а также фиксация штрафов за нарушение таких положений, если не решит проблему честности партнеров, то выступит хорошим превентивным инструментом против таких нарушений

3. Торговая марка

Узнаваемые бренды – тот актив, который при оценке компании зачастую оценивается в разы больше самого продукта. Но стоит контрафактной продукции пересечь границы государства, где такая торговая марка зарегистрирована – и ущерб бизнесу определяется в шестизначных суммах.

Регистрация торговой марки за рубежом – первый шаг в вопросах масштабирования бизнеса.

12919712_10206563356137710_5942833010519127475_n.jpgПродолжая тему рисков, связанных с интеллектуальной собственностью, управляющий партнер патентно-правовой фирмы PRIMA VERITAS Наталья Владимирова озвучила своей рейтинг юридических рисков:

4. Боязнь рассказать свою гениальную идею, потому что ее украдут

Будучи экспертом на Битве Стартапов я ежемесячно вижу десятки идей, которые ребята презентуют сотням слушателей. Могут ли украсть вашу идею? Могут. Но бизнес-это уже риск, не стоит бояться. Рассказ идеи проекта несет также и функцию получения фидбека, что очень важно на любой стадии бизнеса, особенно на старте. При разговоре с инвестором помните, что за «Я не могу вам рассказать суть, но поверьте: это будет прорыв! Мне от вас нужно только $100 000» денег никто не даст. Не бойтесь рассказывать суть своего проекта, модель монетизации, текущую стадию развития и другие важные моменты. Поверьте, инвестор не украдет вашу гениальную идею, потому что у него на это банально нет времени. Если стартап действительно имеет потенциал, человеку проще и выгоднее профинансировать его и отдать “бразды правления” в ваши руки. Ведь кроме идеи в проекте должна быть душа, сердце и профессионализм.

Если все же вы очень беспокоитесь о сохранности вашей идеи, попробуйте защитить права на нее, но при этом будьте готовы к тому, что не все идеи (а точнее их реализации) возможно запатентовать.

5. Несвоевременная защита интеллектуальной собственности

Не зря наша компания называется PRIMA VERITAS - с латыни "Первая истина". Ведь кто первый встал, того и патенты :) В патентном праве все предельно просто: у кого приоритет, тот получит охрану на изобретение (полезную модель, промышленный образец). Даже крупные компании допускают ошибки в вопросах своевременной защиты своих прав, но это не значит, что можно выдохнуть. Это значит, что нужно немного разобраться. Это не так сложно.

Стоит лишь помнить о нескольких возможностях

1) Авторское право действует с момента создания произведения (компьютерные программы и приложения подпадают под этот термин) на территории всего мира (за исключением нескольких стран) в течение жизни автора без обязательной регистрации.

2) Существует международная заявка на патент по процедуре PCT - она покрывает приоритетом целый ряд стран и дает возможность в течение 31 месяца с даты подачи заявки вывести заявку на получение патента в тех странах, которые наиболее интересны именно для вашего бизнеса.

3) Международная регистрация торговых марок по Мадридскому соглашению покрывает почти 100 стран, и её можно подать в течение 6 месяцев от даты подачи украинской заявки на ТМ с сохранением приоритета (даты подачи), что сэкономит время и часто деньги.

6. Не проверять права третьих лиц

Одна и та же идея приходит в голову 9 людям на планете одновременно. Просто некоторые воплощают идеи в жизнь, а некоторые нет. Иногда предприниматели много вкладывают в разработку проекта, не проверив его на патентную чистоту. Идея не обязательно должна быть уникальной, но необходимо сделать хотя бы поверхностный research по тем рынкам, на которые вы планируете выходить. При этом такую услугу в Укрпатенте можно заказать от 240 грн. То есть стартапу не нужны миллионы денег на проверку, но проверка нужна, чтобы сэкономить другие миллионы денег.

12494957_1053278688058040_2815338219333234172_n.jpg

“Юридические ошибки, которые чаще всего допускают стартапы - один из вопросов, с которым мне приходится иметь дело чаще всего”, - говорит СЕО OLANS GROUP Светлана Малеванная. Тем не менее, статус стартапа, по словам Светланы, с юридической точки зрения не имеет особого значения. Здесь бОльший акцент идет на отрасль, в которой работает компания. Особо уязвима в этом вопросе - IT-отрасль. 

7. Корпоративное структурирование

Корпоративное структурирование важно для любого IТ-бизнеса. Обычно такие компании регистрируются за границей, там же они чаще всего находят клиентов, партнеров и инвесторов. Уже на этом этапе возникает множество нюансов и проблем.

Предположим, у нас есть аутсорсинговая компания “Рога и копыта”. У нее будут клиенты в США и Британии. Исполнители американского клиента находятся в Украине, исполнители британского клиента находятся в Украине и США, а оплату клиенты готовы осуществлять только в США. И когда дело доходит до сути - то есть до оплаты, вся предыдущая путница мгновенно всплывает.

Для того, чтобы не наделать ошибок, надо разобраться и грамотно оформить следующие вопросы:

  1. Как будут двигаться средства?
  2. Какие компании и в каких юрисдикция будут существовать, и как сотрудничать друг с другом?
  3. Где будут оформлены права?
  4. Как и где будут оформлены подрядчики, и как они будут получать оплату?
Если к нам приходят клиенты с уже существующими ошибками, то мы:

  • Рисуем схему работы де-факто и де-юре;
  • Определяем, как можно изменить схему работы с минимальными потерями;
  • Оптимизируем старую структуру или при необходимости создаем новую.

8. Оформление интеллектуальной собственности

Для каждого IT-проекта вопрос интеллектуальной собственности актуален. Чаще всего хардверные проекты относят к промышленной собственности, а софтверные - к авторскому праву. Тем не менее все мы понимаем, что определение hardware и software - условны. Именно поэтому очень важно разобраться, что именно (какую часть проекта) надо определить как IP.

Следующий вопрос - как это сделать. Здесь все сложнее. Исходя из того, что это за проект, в чем именно заключается его уникальность и т.д., некоторые действия могут быть губительными для него. К примеру, если код абсолютно уникален, то его регистрация обязывает вас “засветить” исходный код, после этого ценность вашего продукта будет утеряна.

В какой стране и на кого регистрировать объект IP - это отдельный вопрос. Тут играют роль такие факторы: где находяться собственники проект, где проект монетизируется, что это за объект IP, где инвестиции, где операционная компания, будут ли в корпоративной структуре другие компании, где будут аккумулироваться средства.

Отдельная история - отношения с разработчиками. Мы должны определиться, это договор на отчуждение прав или на разработку под заказ объекта интеллектуальной собственности, а также, что конкретно передается по этому договору.

Ошибки в таких договорах могут стоить весьма дорого. В практике были случаи, когда клиент из-за них чуть было не потерял права на свой же продукт.

9. Договоры

В составлении договоров многие считают себя специалистами: “Делов-то! Скачал из интернета, подписал и готово”. Читают же договора только тогда, когда что-то пошло не так. Договор, действительно, можно скачать в интернете, взять у знакомых или сделать самостоятельно, опираясь на кодексы и законы. Однако, это не совсем верный подход.

Договор - это больше, чем формальность. Во-первых, составляя его, вы проясняете некоторые вещи и для себя. Во-вторых, это свобода выбора. В случае неприятностей, вы сможете выбирать: обратиться в суд или игнорировать ситуацию. Идеальный договор должен быть достаточно четко прописывать все ключевые условия и механику выполнения, но в то же время должен быть достаточно гибким.

Сегодня все более актуальными является использование различных ботов, в том числе для формирования договоров. Мы также внедряем у себя ботов - помощников для нас и для наших клиентов. Однако, не стоит забывать что существуют задачи с которыми бот справиться не может, в том числе когда речь идет о контактах об инвестировании или продаже бизнеса.

Дата публикации: 08.11.2016
Инвестируйте в выдающиеся стартапы, находите инвестиции и кредиты для своего бизнеса, вовлекайте в свои идеи лучших профессионалов
Авторизуйтесь на портале используя ваш аккаунт социальной сети
Либо войдите / зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Укажите электронный адрес, который Вы использовали для регистрации на Startup.Network
arrow_back
RU
visibility1697
share
close
thumb_up0
Нравится новость
Не нравится
  • 0
input